На монете, посвященной Ярославлю в серии «Города трудовой доблести» (выпускается Банком России с 2021 года), изображен тягач на постаменте. Это реальная машина, которая не просто установлена на территории «Автодизеля», но еще и заехала на него своим ходом! Почему же она стала символом героического труда ярославцев в годы войны?
Появление артиллерийского тягача Я-12 в 1943 году было продиктовано суровой необходимостью. Армия испытывала их нехватку с первых дней войны, а после оккупации значительной территории дефицит лишь усилился. Спешно мобилизованные в армию тракторы не годились, так как были слишком медленными. В 1942 году в сжатые сроки был изготовлен проект тягача с узлами и агрегатами, которые могли быть быстро освоены промышленностью.
Так, силовой установкой стали спаренные двигатели от ГАЗ-ММ, ходовую часть и трансмиссию взяли у легкого танка Т-60. Конструкцию пришлось сильно облегчать – не самый мощный двигатель не мог эффективно буксировать орудие с расчетом.
В конце 1942 года документация была передана на Ярославский автомобильный завод, который ранее тягачи не выпускал. Нашим землякам, чтобы запустить производство, пришлось технически довооружиться – своими силами (!) создать ряд приспособлений и станков. К июню 1943 года завод был полностью готов и выпустил несколько образцов Я-11. Но в том же месяце немцы разбомбили в Горьком цех, где выпускались двигатели ГАЗ, и тягач остался без мотора.
Выход нашли: ярославские автомобилестроители быстро доработали проект под другой, американский двигатель GMC 4-71. Так родился Я-12, который и пошел в серию. Всего в годы войны завод выпустил почти 2300 тягачей, постоянно увеличивая производительность (так, за январь – май 1945 года – более 1050).
На полях сражений новый тягач зарекомендовал себя хорошо. Он буксировал не только зенитные и 122-мм орудия, но и внушительные 152-мм и 203-мм гаубицы. При этом максимальная скорость в 30 км/ч позволяла перемещать технику оперативно, что было особенно важно в стратегических операциях 1943-1945 гг.
Послевоенная судьба тягачей трагична, но ожидаема. Часть из них осталась в армии, постепенно замещаясь более современной техникой. Не будет преувеличением, если скажем, что единственный сохранившийся экземпляр этой техники Победы – в Ярославле, на постаменте моторного завода. При этом тягач до 60-ых гг. исправно работал на предприятии и сам в 2010 году заехал на постамент. Нужно будет – съедет после небольшого техобслуживания.
Андрей Лагузов, председатель клуба классических автомобилей «Медведь»: «Это была очень простая в эксплуатации и надежная машина. За счет унификации узлов и агрегатов с грузовыми автомобилями и танками Т-60 и Т-70 обеспечивалась ремонтопригодность: под рукой всегда были запасные части. Двигатель же послужил прототипом для первого ярославского двигателя ЯАЗ-204, которым оснащалась значительная часть техники после войны. Можно сказать, что в годы войны в Ярославле была заложены основа дизельного двигателестроения».
Алексей Шарыгин, заместитель директора выставочного комплекса ПАО «Автодизель» (ЯМЗ): «История освоения тягача на заводе – классическая история трудовой доблести в годы войны. Ни до, ни после, люди не работали с такой самоотдачей и интенсивностью. Половина работников ушла на фронт, их заменили женщины и подростки, которые учились на рабочем месте. При этом, чтобы запустить тягач в производство, заводчанам пришлось изготовить 6 тысяч единиц технологического оборудования и оснастки, начиная от простейших приспособлений и заканчивая новой литейной линией для отливки катков. И все это – в кратчайшие сроки!».
Фото - Евгений Иванов
Архивные фото - ПАО "Автодизель"
Всего в годы войны завод выпустил почти 2300 тягачей, постоянно увеличивая производительность (так, за январь – май 1945 года – более 1050).