Вопрос № 521

Вопрос
Добрый день! Можно ли восстановить право собственности на земельный участок и получить документы на земельный участок, который был выделен в 1992 году моему отцу от работы.Никаких документов кроме книжки садовода не сохранилось, межевание не проводилось - ездили на участок 2 года, потом он был заброшен. На основании какаих документов мы имеем право его продать?
Ответ
no image
Росреестр
Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (пункт 2 статьи 13 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации). В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона о регистрации). В статье 17 Закона о регистрации указаны общие основания для государственной регистрации прав. Статья 25.2 Закона о регистрации содержит особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Основаниями для государственной регистрации прав в отношении вышеуказанных земельных участков являются следующие документы: акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок. Если правоустанавливающий документ на земельный участок ранее выдавался, но был утерян, правообладатель может получить его копию в Государственном архиве. В соответствии с пп.24 п. 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 200 рублей. Обращаем Ваше внимание, что государственная регистрация права на земельный участок проводится только при наличии сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости. Гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» было создано (организовано) данное некоммерческое объединение. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя (пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ). Дополнительно сообщаем, что в случае, если право собственности на земельный участок ранее уже было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, но удостоверяющий документ (свидетельство о праве собственности) утерян, правообладатель вправе обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации права. При этом физическое лицо уплачивает государственную пошлину в размере 200 рублей. Предлагаем Вам примерный перечень документов для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи: при личном обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявитель (физическое лицо) предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия; документ об уплате государственной пошлины, размеры которой определяются статьей 333.33 Налогового кодекса РФ; договор купли-продажи и акт приема-передачи недвижимого имущества – не менее чем в двух экземплярах; правоустанавливающий документ на земельный участок. Указанный перечень документов не является исчерпывающим, при необходимости государственным регистратором в установленных законом случаях могут быть запрошены от заявителя иные документы (например, нотариально удостоверенное согласие супруга, предварительное разрешение органов опеки и попечительства, если собственником является несовершеннолетний или недееспособный).