Всегда рискует цирковой артист

 

«На грани экстрима» — так называется сентябрьская программа Ярославского цирка с участием победителей международных конкурсов в Москве и Монте-Карло, в Китае и Латинской Америке.

Название программы и подсказало тему беседы нашего корреспондента с режиссёром-постановщиком спектакля, народным артистом России, академиком, действительным членом Академии циркового искусства Виталием Воробьёвым.

— Стало быть, речь у нас, Виталий Филиппович, пойдёт о том, про что артисты обычно говорят между собой где-нибудь в кулуарах и почти никогда — со зрителями. Цирковое искусство — профессия опасная?

— Экстремальная. А любой экстрим предполагает риск.

— Но, может быть, это только игра в опасность, а для нас в зале — красивый обман зрения?

— Вообще-то цирк подобными вещами не занимается, и это не телепрограмма. По первой своей профессии я театральный режиссёр. В своё время, было дело, ставил в Риж-ском театре русской драмы «Три толстяка» Юрия Олеши. У меня в спектакле герой «балансировал» над сценой на широкой доске, но я схитрил и за счёт световой проекции на заднике всё выглядело так, будто артист шёл по канату. Но так — в театре. В цирке ходят по настоящему канату.

— Но «обман зрения» — это же хлеб иллюзиониста.

— Да, но только его одного. Все остальные, если рискуют, то вовсе не понарошку, при полном свете, в открытом со всех сторон манеже или под куполом цирка, следуя простому принципу — покажи, на что ты способен здесь и сейчас. Но жизнь есть жизнь, мы же обыкновенные люди — не голливудские экранные супермены. От всего зависим, начиная с погоды. Ни у кого из нас не может быть увереннос-ти, что любой, как угодно тщательно отрепетированный номер пройдёт сегодня без сбоев. Или буквально на ровном месте не случится какой-нибудь нештатной ситуации у клеток с медведями.

— Уж не имеете ли вы в виду случай накануне открытия ярославских гастролей? Тогда дрессировщице пришлось срочно ехать на перевязку. Если не секрет, в чём там было дело?

— Не секрет, тем более что, слава богу, обошлось без ЧП. Это же сам цирк нас уму-разуму учит. Дрессировщица с руки, с пальцев, прикармливала медвежонка. А тот — рьяный любитель рыбы — за пальцы её хвать. Так привыкла она кормить своих замечательных кошек и пуделей. А тут впопыхах упустила из виду то, что вроде как должна назубок знать: медведей с руки потчевать надо, убрав пальцы — с ладони.

— В вашем аттракционе «Ехали медведи…» атмосфера на манеже и над ним самая творческая и дружеская. А придерживаетесь ли вы, Виталий Филиппович, известной поговорки «Сколько хищника ни корми, а спиной к нему не поворачивайся»?

— Вынуждены придерживаться. В принципе, медведь, будучи охотником от рождения, способен свою природную агрессию проявить в любой момент, прос-то если ему что-то непонятно. Даже когда дрессировщик проявляет свою совершенно искреннюю нежность. Предположим, никогда не гладил медведицу, и вдруг вздумалось погладить — такое хорошее у него настроение. А она при всём честном народе уж постарается поставить ему на вид, что, дескать, так мы не договаривались.

— Если бы она умела говорить, интересно, чтобы мы от неё услышали?

— Ничего страшного, примерно следующее: слушай, парень, ты — человек, я — медведь, мы с тобой делаем одно дело на паритетных началах, я отдаю тебе должное как партнёру, но всё-таки держись от меня подальше, прошу тебя.

— Перед нашей встречей смотрел репетицию аттракциона акробатов на тройных качелях. Ваш Мамонтов отрабатывал трюк не для слабонервных — тройное сальто в перелёте с качелей на качели. Но что удивительно, вы всякий раз говорили ему: «Думай!». О чём может думать человек, летя, как говорят в народе, вверх тормашками?

— Нам с Алексеем Мамонтовым подумать есть о чём хотя бы потому, что такой перелёт не делает больше никто на всём белом свете. Лет сорок назад ас прыжковой акробатики Владимир Довейко все свои рекордные трюки с подкидной доски исполнял на кураже, по наитию.

— Может быть, ему помогало то, что до цирка он был военным лётчиком?

— А что, вполне возможно. Но я хочу сказать, что тогда как-то не принято было относиться к цирковой акробатике как к об-ласти точных знаний. Вся соль искусства прыгуна в умении вращаться. А это кинематика. Я просто беру и черчу диаграмму полёта. Из неё будет ясно, под каким углом к оси вращения надо «положить спину» и с какой скоростью вращения делать двойное сальто, а с какой — тройное, чтобы уверенно достичь цели.

— За охрану труда в Росгосцирке отвечает кто?

— Там есть соответствующий отдел. Прежде чем выпустить на манеж новичка, ему постараются внушить главное — что когда речь идёт о безопасности, мелочей не бывает. Растолкуют, почему обувь у артиста должна быть по ноге, костюм — по фигуре, руки должны быть тщательно вымыты, ладони натёрты магнезией, чтобы не потели и не скользили, бинт на запястье должен быть проканифолен.

— Про страховочную лонжу что новичку скажут?

— Что она обязательна, но не во всех случаях.

— Говорят, где-нибудь в Южной Америке, если воздушный гимнаст работает с лонжей, то у него, каким бы ни был он виртуозом, мало шансов на успех. Это так?

— Я с гастролями проехал Южную Америку вдоль и поперёк и видел, что отношение к страховке там точно такое же, как и у нас. Например, воздушному полёту страховка не нужна просто по определению, но внизу обязательно натягивают сетку. А если номер с першами, без лонжи, как и у нас, американцы не обходятся. Если это воздушное «Колесо смерти», где все балансы, вы видели, выполняются в движении по сложным траекториям, то страховки тоже не нужно. Опять-таки по здравому смыслу. В принципе, в цирке всё можно было бы делать без лонжи. Но какой толк в этом? Поиграть на нервах зрителей, как это делают американцы в том же «Колесе смерти»? Это не по-нашему.

— По-нашему это как?

— На кураже и улыбке. Что вы видите в программе «На грани экстрима» и прежде всего в аттракционах «Рокеры» — русском варианте заокеанского колеса и акробатов на качелях «Русский праздник бога Ярилы». И уж к слову, перелёт с рекордным тройным сальто для этого весёлого игрища наших удальцов предков Алексей Мамонтов пока только готовит. Под занавес гастролей собираемся показать его на публике. Отсюда поедем с программой в Италию на конкурс, но обещаем: ярославцы оценят новинку первыми.

Организации, указанные в новости

Комментарии к новости «Всегда рискует цирковой артист»
Еще не написано ни одного отзыва. Будьте первым.