Памятники почтальонам

Среди множества российских памятников коллегам-почтальонам есть и необычные, с непростой судьбой.

Музей на стене

Второго августа во всем мире традиционно отмечается День рождения почтового ящика — в 1858 году его впервые установили в Лондоне. За первенство, впрочем, бьются еще и Вена (1785) с Парижем (1653), зато Италия в этом споре даже не участвует: похожие ящики там устанавливать начали раньше — правда, вешали их на стены тюрем, чтобы удобнее было собирать доносы.

В России первые уличные почтовые ящики появились в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Сначала деревянные, обшитые железом, но не очень надежные (письма оттуда часто пропадали без следа: ящики очень легко открывались), затем — «антивандальные» чугунные, весом более 40 кг (не вскроешь, да и не унесешь), потом — просто железные. Эволюция продолжалась до тех пор, пока в 1910 году конструктор Павел Шаборов не придумал почтовый ящик с донной открывающейся дверцей — этот принцип и сейчас используют для выемки корреспонденции.

Но увидеть, в какие ящики опускали письма в разных странах и в разное время, лучше всего в Калининграде, бывшем немецком Кенигсберге. Именно в этом городе стоит дом, фактически музей, стену которого украшают три десятка разных экспонатов. Сейчас среди них есть ящики из Польши, Литвы, Германии, Франции и Италии. Конечно, на месте и знаменитый советский жестяной ящик с надписью «Для почты». Коллекция постоянно пополняется, и хотя на стене еще достаточно свободного места, ее хранители уже арендовали вторую, соседнюю стену дома. Такой вот уникальный памятник почте получился.

Небольшой Церетели

В центре Москвы находится памятник почтальону, каким его увидел и изваял автор множества монументальных работ и, возможно, рекордсмен по числу противоречивых суждений о своих произведениях Зураб Церетели. Не лишенная своеобразного обаяния, эта скульптура, в отличие от известных в творчестве народного художника СССР и России, не поражает циклопическими размерами, а, напротив, мягко напоминает о традициях грузинского примитивизма в живописи и скульптуре. Памятник можно увидеть во дворе Музея-мастерской Зураба Церетели.

Гордость села Хомутово

Памятник почтальону в селе Хомутово Иркутской области напоминает о той поре прошлого века, когда в городских дворах и перед сельскими клубами можно было встретить гипсовые статуи рабочих, колхозниц и других строителей светлого будущего. В большом количестве были там трактористы и молотильщицы, инженеры и студенты, летчики и спортсмены — а вот почтальонов почему-то не ваяли. Да и у этого, выкрашенного серебрянкой гипсового памятника, не самая простая судьба. Когда-то он гордо стоял возле Иркутского почтамта, но в 1970-х годах, похоже, перестал соответствовать масштабу растущего города — и переехал от столицы Восточной Сибири на 20 километров вглубь страны. Зато сейчас в селе Хомутово каждый из 8 тысяч его жителей знает историю небольшой скульптуры, напоминающей о прошлом, а всякий приезжий без труда найдет ее рядом с местным отделением почты.

Газеты – рабочим

Оригинальный монумент, прославляющий будни человека очень нужной профессии, установили 15 октября 2015 года в городе Черемхово, тоже в Иркутской области. Перед зданием центральной почты стоит почтальон – а ведь и в жизни это чаще всего женщина – с непременной сумкой на плече и держит в руках местную газету «Черемховский рабочий».

О письмах с фронта

Тема работы почтальонов во время Великой Отечественной войны отражена во многих памятниках нашим коллегам. Этот был установлен в городе Красный Сулин Ростовской области сразу после войны в знак благодарности почтальонам, с риском для жизни доставлявшим письма, которые ждали и на передовой, и в каждой семье. Скульптура женщины с привычной почтовой сумкой установлена традиционно рядом с центральным почтамтом. В сумке видны письма, на верхнем из которых — очень простые слова: «Письмо с фронта».


Комментарии к новости «Памятники почтальонам»
Еще не написано ни одного отзыва. Будьте первым.