Есть такая профессия – родину объединять

Во все времена почта связывала территории и граждан нашей страны невидимой нитью. Продолжаем серию статей о роли Почты в истории России. Сегодня речь пойдет о самом страшном для всех наших соотечественников времени – о годах Великой Отечественной войны.

Военно-почтовая служба в годы войны

Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом.

С первых дней Великой Отечественной войны миллионы семей оказались разлучёнными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. Единственной нитью, дающей возможность получить хоть какое-то известие, стала почтовая связь.

Власти прекрасно понимали, что для поддержания морального духа бойцов необходимо обеспечить бесперебойную работу почты. Ведь поддержку и надежду, помимо идеологической пропаганды, дает связь с домом, с родными и близкими. Газета «Правда» в одной из своих передовиц писала о том, как важна для фронта отлаженная работа почты, так как «каждое полученное письмо или посылка придают бойцам сил и вдохновляют на новые подвиги».

В первые же недели войны почтовые работники столкнулись с банальной проблемой нехватки конвертов – ежемесячно доставлялось до 70 млн писем. Именно тогда и появились письма-треугольники – лист просто складывали в несколько раз, а на верхней стороне писали адрес получателя. За все годы войны было доставлено около 6 млрд писем и 23 млн посылок!

Участники рассказывают о том, какие хорошие новости произошли с ними в условиях карантина. То, что в повседневной жизни могло пройти незамеченным, во время самоизоляции становится доброй и позитивной новостью. Футболисты делятся своими историями и передают эстафету дальше – тем самым запускают флешмоб. Предлагаем вам посмотреть подборку новостей некоторых участников флешмоба.

Почтовая скорость

На станциях, военно-полевых почтовых базах и сортировочных пунктах работали круглосуточно. В сутки приходило до тонны писем, а газет и брошюр – до двух тонн.

Нарком связи добился исключительных условий для доставки армейской почты. Почтовые эшелоны пропускались в приоритетном порядке, а их задержки считались недопустимыми. Почта перевозилась с помощью всех имеющихся видов транспорта: в специальных почтовых вагонах, на кораблях, самолетах, автомобилях, мотоциклах.

Порой использовались все мыслимые и немыслимые способы. Так, в Севастополь письма приходили на подводных лодках, а в Ленинград их сначала везли через Ладожское озеро, а после прорыва блокады в 1943-ем году на отвоеванном узком участке суши через построенный секретный тридцатитрехкилометровый железнодорожный коридор.

Использование почтового транспорта для каких-либо прочих нужд было строго-настрого запрещено. Почтовым грузам наравне с боевым обеспечением армии был отдан приоритет в транспортировке.

Общий вес груза, который приходилось переносить почтальону почти равнялся весу пулемета. Но почтовые сумки измерялись не килограммами писем, а человеческими эмоциями: радостями и трагедиями, которые приходили вместе с ними.

Почтальонов обожали и ненавидели, проклинали и боготворили в зависимости от того, что они приносили – заветный треугольник с весточкой от родного человека или официальное извещение-похоронку. Когда почтальон шел по улице, люди замирали – куда, в чей двор или подъезд он свернет? Что в его сумке – радость или горе? "Ангел смерти", "вестник беды" – какими только эпитетами не награждали гражданских почтальонов в тылу. Каждому из них ежедневно приходилось переживать и радость, и горе вместе с адресатами.

Письма победы

Первого декабря 1944-го, когда война уже близилась к завершению, Госкомитет обороны принял специальное постановление, согласно которому всем военнослужащим разрешалось один раз в месяц отправлять посылку домой. Всего за четыре месяца 1945-го года почта доставила в тыл страны 10 млн посылок, для перевозки которых потребовалось более десяти тысяч почтовых вагонов.

После того, как 8 мая в 22.43 по европейскому времени Германией был подписан акт о капитуляции, почте предстояло выдержать еще один последний «бой». Цунами из поздравительных писем и открыток буквально захлестнуло все почтовые отделения нашей страны. Справиться с таким мощным потоком было просто невозможно, и горы неразобранных писем скапливались на почтовых станциях, доходя до адресатов с большим опозданием.

Вечная слава героям

Великая Отечественная война нанесла огромный урон советской почте. Так, в боях за Севастополь погибли почти все военные почтальоны, покрыв себя неувядаемой славой. Фашистские захватчики разрушили около 36 тысяч предприятий связи в стране — это составило 70% от всех отделений. Несмотря на это, связь между фронтом и тылом оставалась бесперебойной.

Письма шли и в голод, и в холод, и под обстрелами. Всё это требовало мужества и героических усилий – более 300 военных связистов получили звание Героя Советского Союза.

Нить, которой мы связываем страну воедино, в трудные времена может растягиваться или сжиматься, но она никогда не рвется.

"Почта России"


Комментарии к новости «Есть такая профессия – родину объединять»
Еще не написано ни одного отзыва. Будьте первым.