Ярославский музей‑заповедник

Тыл — фронту. Ярославская промышленность в годы Великой Отечественной войны

«Пусть же знаю все, что на ярославских катерах мы переправлялись через Одер и Шпрее, что в Берлин мы ворвались на ярославских автомашинах, обутых в ярославские шины. Ярославскими снарядами и минами заставили мы фольксштурмовцев поднять руки в тоннелях берлинского метро. Ярославские крепкие армейские сапоги стучали по берлинской панели, и знаменитая душистая ярославская махорка дымилась в наших трубках и «козьих ножках», когда Москва салютовала Победе над поверженной гитлеровской Германией».

Василий Смирнов, писатель, участник Великой Отечественной войны.

К началу Великой Отечественной войны промышленность Ярославской области занимала важное место в экономике страны. В условиях перебазирования на восток крупных заводов в начальный этап войны возросла роль центральных районов страны в снабжении армии вооружением, боевой техникой и боеприпасами. Не занятые врагом районы, в том числе и Ярославская область, должны были взять на себя производство многих видов оборонной продукции и восполнить временную потерю промышленных районов на юге и западе страны в связи с фашистской оккупацией.

31.JPG 29.JPG 30.JPG

Несмотря на то, что на некоторых предприятиях, например на Ярославском механическом заводе, военная продукция начала производиться еще в 1939 году, многим заводам и фабрикам пришлось столкнуться с рядом проблем. Прежде всего, это была масштабная нехватка кадров, в том числе и на участках, связанных с тяжелым физическим трудом. Ушедших на фронт рабочих-мужчин, как правило, заменяли женщины и подростки, некоторое число вернувшихся к работе пенсионеров. Большой проблемой оставалась постоянная нехватка топлива, особенно после захвата немцами Донецкого каменноугольного бассейна. Рабочим и работницам пришлось заготавливать дрова и оставшийся от производства Менделеевского нефтеперерабатывающего завода гудрон самостоятельно. Необходимое для военного производства оборудование часто создавали сами, опираясь на рационализаторскую мысль.

24.JPG 25.JPG

Кроме того, вследствие возникшей осенью-зимой 1941 года опасной ситуации на фронте и усилившихся бомбардировок около двух десятков крупных предприятий пришлось срочно эвакуировать вглубь страны и налаживать производство практически в чистом поле. Адреса отправлений были самые разные: Уфа, Ульяновск, Горький, Чкалов, Куйбышев, Киров, Саратов, Сызрань, Молотов, Орск, Энгельс, Асбест. Алма-Ата, Челябинск и т. д. На 3 декабря 1941 года из нашей области было отправлено 5300 вагонов с оборудованием и 799 вагонов с людьми. Кроме того, сырьем и материалами было загружено 48 барж, на 21 барже и 10 пароходах разместили людей. 44 баржи не дошли до места, их сковало льдом, и они перезимовали на Волге в пределах нашей и соседней областей. Людей переправляли на ближайшие железнодорожные станции и пересаживали на поезда. Дольше других зимовали около 10 тысяч рабочих Рыбинского машиностроительного завода (сегодня ПАО «ОДК-Сатурн»). Они оказались не только за пределами области, но и в дали от железных дорог. А в вагоны надо было перегружать и большую часть грузов. Не все пережили это масштабное перемещение. В октябре 1941 года в Кострому с Ярославского судостроительного завода было вывезено на баржах до 70% демонтированного оборудования. После разгрома немецких войск под Москвой в декабре 1941 года завод вернулся в Ярославль. Он выпускал противотанковые ежи, понтоны, лопаты-минометы. В августе 1942 года он получил срочное задание наркома Военно-Морского флота о выпуске катеров Я-5 («Ярославец»), оборудованных установками для гвардейских минометов «Катюша». Катера с речными «Катюшами» в составе Черноморского флота, Днепровской и Дунайской флотилий участвовали в Сталинградской битве, по рекам и каналам они дошли до самого Берлина, бороздили воды Шпрее и Эльбы, вели обстрел рейхстага.

04.JPG 05.JPG 12.JPG

Еще в самом начале войны Ярославский автомобильный завод (сегодня ПАО «Автодизель» ЯМЗ) получил задание приступить к выпуску новой продукции. С осени 1941 года началось массовое изготовление пистолетов-пулеметов Шпагина, ставших символом советского солдата, ручных осколочных гранат, трассирующих снарядов для зенитных орудий, противотанковых бронебойных снарядов. С сентября 1943 года выпущенные заводом ярославские тягачи «Я-12», названные «чудо-машинами», стали поступать на фронт. Тягач мог развивать скорость 40 км час, имея на прицепе 6-дюймовое орудие. Ярославский электромашиностроительный завод (сегодня ОАО «ELDIN» ЯЭМЗ) перешел на выпуск сопел для гвардейских минометов, военно-инженерного инструмента для возведения оборонительных сооружений, позднее — стартеров к танкам, тротиловых зарядов. А с начала 1942 года завод возобновил выпуск электротехнической продукции, необходимой тылу.

13.JPG 15.JPG 16.JPG

14.JPG 20.JPG

Ярославский шинный завод (сегодня АО «Кордиант»), выделившийся из Резино-асбестового комбината в 1941 году, снабжал фронт и тыл автомобильными шинами, аэропокрышками, шинами для пушек и броневиков, а также для бомбардировщиков. После блокады Ленинграда завод остался единственным отечественным предприятием, производящим покрышки для нужд фронта. Трудно переоценить его значение для победы в войне. Завод «Резинотехника» (сегодня ОА «Ярославль-Резинотехника») к середине 1943 года, после частичной эвакуации, выпускал аэростаты, понтоны, пулеметно-переправочные мешки, прорезиненные костюмы и комбинезоны. На заводе синтетического каучука кроме основной продукции, производили технический эфир и альдегид. Еще до войны в 1932 году на заводе впервые в мире был синтезирован искусственный каучук. Ярославский завод «Красный маяк» освоил производство боеприпасов, минных взрывателей, корпусов мин и авиабомб и противотанковых бомб. До войны был налажен выпуск электровибраторов. Без них не обходилось ни одно крупное строительство, и они очень пригодились при восстановлении народного хозяйства страны. Ярославский электровозоремонтный завод изготовлял солдатские котелки, снаряды, кроме основной продукции —бронепоездов, строил бронеплощадки, выпускал тракторные запчасти.

17.JPG 18.JPG 19.JPG

01.JPG 02.JPG

32.JPG 33.JPG 34.JPG

Предприятия легкой промышленности также работали на нужды фронта. С первых дней войны перестроился режим работы Ярославского комбината «Красный Перекоп» (сегодня АО Ярославский комбинат технических тканей «Красный Перекоп»). Были введены две смены по 11 часов каждая. В цехах было холодно, работали в ватниках, стыли руки. Иногда рабочие сутками не выходили из цехов, чтобы в срок выполнить правительственные задания. За все годы войны работницы не имели выходных дней. В первую годовщину Победы ткачиха-многостаночница Валентина Семенова с гордостью вспомнила, что только она одна «... выработала 225 тысяч метров добротной ткани. В одежде из этого материала сражались за Родину тридцать восемь тысяч бойцов и офицеров Красной Армии». В 1943 году фабрика освоила выпуск новой технической ткани — бельтинга, необходимой для изготовления транспортных лент в горнорудную и каменноугольную промышленность. За несколько военных лет красноперекопцы дали стране около шести с половиной миллионов метров технической ткани. Другим предприятием текстильной промышленности, работавшим на фронт, был Гаврилов-Ямский льнокомбинат «Заря социализма». Комбинат выпускал парусину, а также брезентовую, палаточную и другие специальные ткани. В годы Великой Отечественной войны совершенно преобразилась пищевая индустрия. Усилиями тружеников она из мирной отрасли превратилась в военную. Была создана промышленность концентратов; налажено в больших масштабах изготовление сухарей; организовано производство витаминов, лекарственных препаратов из животного сырья, отходов производства и другой продукции. Так, одним из «продовольственных генераторов армии» стал Поречский консервный завод. За годы войны завод выпустил 38 миллионов банок консервов различных видов.

06.JPG 07.JPG 11.JPG

К концу войны ярославские предприятия полностью выполняли и даже перевыполняли задания Государственного Комитета Обороны, а также оказывали помощь освобожденным районам. Не только отдельные работники были награждены орденами и медалями СССР, но и целые коллективы, создававшие упорным трудом Победу.

21.JPG 23.JPG 22.JPG

26.JPG 27.JPG 28.JPG

Автор: Кербиков Михаил, заведующий отделом военной истории.