Уважаемые исследователи, просьба обратить внимание, что проект создан под разрешение экрана не меньше 1280 пикселей по ширине. На других разрешениях выставка может отображаться некорректно.

После загрузки воспользуйтесь колесом мыши

Писатель П. Павленко и кинорежиссёр — заслуженный деятель искусств Эйзенштейн написали сценарий фильма «Александр Невский». В фильме значительное место будет отведено г. Переславлю-Залесскому.

Александр Ярославович Невский родился в городе Переславле-Залесском в 1220 году. Здесь он провёл своё детство и снова приехал сюда из Новгорода после знаменитой Невской битвы. В Переславле сохранилось много исторических памятников — земляной вал в окружности 2,5 километра, высотой 10—15 метров.

На берегу Плещеева озера сохранилась большая искусственная гора, сооружённая Александром Невским в 1240—41 гг.

В начале мая П. Павленко, кинорежиссёр — заслуженный деятель искусств С. Эйзенштейн и заслуженный деятель искусств Э. Тиссэ приезжали в Переславль. Они осмотрели музей, хранящиеся в нём исторические памятники, а также памятники города и озеро Плещеево.

Они установили места будущих киносъёмок картины «Александр Невский». В частности, здесь будут сняты такие сцены: детство, рыбная ловля Александра Ярославовича на Плещееве озере, его быт, приём новгородских послов Александром Невским в Переславле, которые приехали просить его вернуться в Новгород для отражения нашествия немецких рыцарей на новгородские земли.

Как известно, Александр Невский, приняв приглашение новгородских послов, выступил против немецких рыцарей и разбил их на льду Чудского озера и окончательно отбросил их от русской границы.

Киносъёмки в Переславле будут производиться в июле-августе. Роль Александра Невского будет играть артист-орденоносец Черкасов.

К.И. Иванов

Не мальчуган, не мальчишка, а именно мальчик. Мальчик двенадцати лет.

Послушный, воспитанный, шаркающий ножкой. Типичный мальчик из Риги. Мальчик из хорошей семьи. Вот чем я был в двенадцать лет. И вот чем я остался до седых волос.

Двадцати семи лет мальчик из Риги становится знаменитостью. Дуг и Мэри едут в Москву «пожать руку» мальчику из Риги, сделавшему «Потемкина».

В тридцатом году, после доклада в Сорбонне, объединенные силы премьера Тардье и мосье Кьяппа не могут выбросить мальчика из Риги за пределы Франции.

Мальчик из Риги

Единственный раз в жизни дрогнувшим при подписи пером мальчик из Риги подписывает контракт в Голливуд на 3000 долларов в неделю.

Когда мальчика из Риги хотят выслать из Мексики, двенадцать сенаторов США шлют свой протест. И вместо высылки — торжественное рукопожатие с президентом на каком-то из бесчисленных празднеств в Мексико-Сити.

В тридцать девятом году снегом сыплются на мальчика из Риги вырезки [из] американских газет о том, что по особому пожеланию ныне покойного Франклина Делано Рузвельта в Белом доме показывают «Александра Невского».

В 1937 году Сталин простил Эйзенштейна. После запрета фильма «Бежин луг» уже был заготовлен приказ об аресте, подписанный Ворошиловым и Кагановичем. Сталин тогда решил дать Эйзенштейну еще один шанс «поставить правильный фильм», и Сергей Михайлович понял, что его битва с «обстоятельствами» во что бы то ни стало должна быть выиграна.

Работая над «Невским», Эйзенштейн мог «осуществить, наконец, свое право на труд, напомнить о том, что Эйзенштейн периода «Броненосца» и периода «Мексики» жив, что он как художник не капитулирует, не сгибается, не угодничает, не приспосабливается…»

«В журнале «Знамя» № 12 за 1937 г. напечатан литературный сценарий «Русь», составленный П. Павленко совместно с режиссером С. М. Эйзенштейном. Авторы сценария сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искаженное представление о Руси XIII века»

Фильм «Александр Невский» стал для Эйзенштейна его собственным Ледовым побоищем, которое он, как и Невский, выиграл.

ИЗ СОЦОБЯЗАТЕЛЬСТВА СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ ПО КАРТИНЕ «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

Дать одну из страниц далекой истории борьбы древнерусских патриотов за освобождение Руси от гнёта немцев, дать образ гениального полководца «страдальца за русскую землю» Александра Невского, показать действительность тех дней является основной задачей творческой группы в работе над картиной «Александр Невский».

Образ Александра Невского должен волновать зрителя огромною любовью и преданностью своему народу, военным талантом и живым ярким умом. <…>

Сознавая всю ответственность за выполнение порученной работы, съёмочная группа обязуется:

  • Проработать сценарий всей группой под руководством одного из режиссёров картины
  • Коллективно простматривать заснятый материал, практиковать обмен мнением об отдельных промахах и удачах
  • Дать конкретные индивидуальные обязательства, выполнение которых проверять после съёмки каждого отдельного объекта
  • Устраивать товарищеские производственные встречи с дружеским обсуждением работы каждого члена группы
  • Выпускать стенгазету раз в декаду
  • Организовать питательный дешёвый буфет на месте съёмки
  • Ежедневно во время отдыха проводить читку газет
  • Тщательно проводить подготовку к съёмке, добиваясь сокращения времени репетиции перед аппаратом и установки света
  • Максимально уплотнить рабочий день за счёт рационализации

Давая это соцобязательство группа «Александр Невский» вызывает на соревнование съёмочный коллектив картины «ЛЕНИН» 2-я серия.

Фильм снят Эйзенштейном под великую музыку Сергея Прокофьева.

«Вставайте, люди русские!» - Марсельеза XIII века.

Съёмочная группа очень редко выезжала за пределы Подмосковья. Новгород и Чудское озеро создавали на Мосфильме. И только «переславские» сцены снимались именно в Переславле — на родине великого князя.

1 декабря 1938 года фильм «Александр Невский вышел на экраны кинотеатров страны в открытый прокат.

В Москве Первый кинотеатр за день продал 7 500 билетов на все сеансы, еще 15 000 билетов было продано на два дня вперед. Всего в семи кинотеатрах за один день было куплено 45 000 билетов.

Фильм «Александр Невский» входит в 1000 лучших фильмов за 120 лет истории мирового кино.

«Александр Невский» – мощное патриотическое оружие.

В 1942 году Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден орден Александра Невского. Им награждались командиры дивизий, бригад, полков, батальонов, рот и взводов, проявившие индивидуальную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечившие эффективные действия собственных частей.

Эскиз ордена принадлежит архитектору И.С. Телятникову. В центр ордена автор разместил профильное изображение Николая Черкасова.

Первый музей Александра Невского открылся в Переславле в Спасо-Преображенском соборе в сентября 1945 года. Экспозиция просуществовала в соборе до середины 50-х годов.

В 1958 году в Переславле установлен памятник Александру Невскому. Его создание было поручено скульптору С.М. Орлову и архитектору Л.Л. Капице.

Эйзенштейну предложили на выбор два сценария: «Минин и Пожарский» В. Шкловского и «Александр Невский» П. Павленко. Эйзенштейн спросил у М. Ромма, какой сценарий он бы выбрал. Ромм ответил: «Конечно, «Минина и Пожарского»: всё таки XVII век, известно как люди выглядели и что там происходило. А что известно об эпохе Невского?!»

За сценарий «Русь» С.М. Эйзенштейну на двоих с П.А. Павленко был выплачен гонорар в 60 000 рублей.
В сцене «потопления рыцарей» участвовала группа профессиональных спортсменов. Руководитель пловцов был весьма недоволен организацией съёмок и написал жалобу на имя директора «Мосфильма».
В конных съемках Николая Черкасова дублировал будущий герой войны Л. М. Доватор.
После показа «Александра Невского» в Лондоне газета «Таймс» сообщила, что драматизм советского фильма превзошел «самые претенциозные попытки Голливуда».
“Псы-рыцари” - ошибочный перевод выражения Карла Маркса «Reitershunde», что правильней перевести как «рыцарский сброд», «конный сброд» или «конная свора».
Создавая музыку к фильму, С.С. Прокофьев «остроумно обманул слушателя», заставив его воспринимать современные, стилизованные под старину мелодии как музыку далекого XIII века.
После выхода фильма на экран в 1939 году С.М. Эйзенштейну без защиты диссертации присуждена ученая степень доктора искусствоведения.
В США одним из первых зрителей фильма стал президент страны Ф.Д. Рузвельт
В основе фразы “Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет” лежит известное Евангельское выражение: “Все взявшие меч мечом погибнут” (Мф. 26-52)
КОНЦЕПЦИЯ ВЫСТАВКИ

В 1938 году С. Эйзенштейном был снят фильм «Александр Невский», признанный киношедевр, входящий в 1000 лучших фильмов за 100 лет истории мирового кино. В основном съемки проходили на киностудии, где были воссозданы Новгород, Чудское озеро и другие значимые исторические места. Творческой группой было предпринято всего несколько выездов за пределы Подмосковья. Тем значительнее для нас становится тот факт, что переславские сцены снимались Эйзенштейном именно в Переславле. По воспоминаниям директора музея К.И. Иванова, актер Н. Черкасов, воплотивший образ А. Невского на экране, сказал о нашем городе: «Место для съемок выбрано очень удачно, что придает фильму правдивость, прежде всего, ибо мы снимаемся именно на том месте, где действительно вырос и жил настоящий Александр Невский. А с другой стороны место чрезвычайно художественно».

Выставка рассматривает Александра Невского, через призму создания легендарного фильма, сыгравшего не последнюю роль в деле патриотического воспитания граждан. Ведь до сегодняшнего дня для подавляющего большинства населения нашей страны образ князя — это Николай Черкасов в роли Александра Невского.

Как следует из названия, выставка объединяет в себе три единства: через историю создания фильма сделана попытка рассказать о фигуре гениального режиссера С. Эйзенштейна, образе легендарного полководца — князя А. Невского и о Переславле, выступившем в собственной своей роле Переславля XIII века. Авторы выставки ставят перед собой задачу обозначить место этой картины в контексте конкретной эпохи, еще раз подчеркнуть роль Переславля в истории нашей страны (в том числе и истории развития отечественной киноиндустрии). Посетители выставки познакомятся с интересными и малоизвестными фактами создания фильма «Александр Невский».

В процессе работы над выставкой был изучен большой пласт материалов по данной теме, в том числе: документы из фондов РГАЛИ, труды, мемуары С. Эйзенштейна, историческое исследование «Создание киношедевра», предпринятое Ю. Кривошеевым и Р. Соколовым, работы В. Шкловского, Н. Клеймана и других.

Фильм создавался в сложные 1937 – 1938 годы. Многие обстоятельства создания фильма и его дальнейшей судьбы были связаны с особенностями эпохи и напрямую зависели от воли И.В. Сталина. Триумфальное шествие кинокартины, возвеличивание образа Невского было обусловлено «всё развивающейся фашистской агрессией» и практически совпало с началом ВОВ. Сам Эйзенштейн видел в фильме «разящее патриотическое оружие».

На выставке использованы копии уникальных документов, рисунков С. Эйзенштейна, из фондов РГАЛИ, в том числе фотографии, сделанные в процессе съемок на Александровой горе, командировочные удостоверения, выданные Эйзенштейну на проезд в Переславль, письма – отзывы зрителей, телеграмма С.М. Эйзенштейна об окончании съемок и другие.