Франциско Инфанте, Нонна Горюнова. Артефакты. Творческая встреча

17 апреля в 18.00
выставка: 17 апреля — 10 мая в Арс-форуме
воркшоп в усадьбе Карабиха
презентация 26 апреля в 12.00

Идея провести в Ярославле два взаимодополняющих события с целью представить знаковые для отечественного современного искусства фигуры — Франциско Инфантэ и Нонну Горюнову — возникла из желания не просто «познакомить с творчеством», а создать наиболее благоприятную и разностороннюю ситуацию для этого процесса. Организация ком-плексного проекта объединила усилия Государственного литературно-мемориального музеязаповедника Н.А. Некрасова «Карабиха», Центра современного искусства «АРС» и Художественно-производственного объединения «ПРАЧЕЧНАЯ». Вопрос о том, как сделать так, чтобы современное искусство не было чужеродным, принесенным извне элементом для нашего родного города, интересует ХПО «ПРАЧЕЧНАЯ» уже давно. Лозунг «ПРАЧЕЧНОЙ» — искусство, которое не отрицает и даже гордится тем, что оно периферийно, плюс упорный женский труд. Программа по своеобразному «укоренению» творчества известных современных художников в ярославском культурном ланд-шафте родилась из прошлогодней акции: 31 мая 2008 года «ПРАЧЕЧНАЯ» инициировала закладку дубовой аллеи имени Йозефа Бойса на территории Ярославской фабрики валяной обуви.

В своих интервью Инфантэ подчеркивает, как для него важна встреча со своим зрителем, совершающим независимое, на встречное искусству художника движение. С этой целью и будут проведены творческая встреча и выставка в АРСе — с одной стороны, и воркшоп (творческий семинар, основа которого — совместная работа мастера и молодых художников) в музее-усадьбе «Карабиха» — с другой стороны.

Франциско Инфантэ и Нонна Горюнова — творческий и семейный дуэт всемирно известных художников, работающих в конструктивистской традиции. Они являются авторами первых инсталляций на природе в России. Инфантэ и Горюнова создали и уже много лет воплощают в жизнь концепцию “артефакта”. Ее суть в том, что в природное пространство внедряется рукотворный предмет, который вместе с естественной средой создает новое иллюзорное целое. Например, среди весеннего пейзажа на невидимых лесках подвешивается геометрическая фигура из зеркальной пленки, в которой пейзаж отражается и преломляется. Затем полученная конструкция снимается на фотопленку. Серии «артефактов» поражают своей нестандартностью: без фотошопа, с помощью нехитрых подручных средств создается нечто балансирующее на границе реальности и фантазийности, конструкции и иллюзии. По словам друга художников, поэта Всеволода Некрасова, «фигурам из зеркальной пленки… артефактам Инфантэ, фотографируемым им в пространстве живого пейзажа, слово знак как-то и не идёт: слишком зрелищны они, активны, эффектны. Да: красивы… по старинному правилу крайности сходятся: артефакт явно рад пейзажу, пейзаж — артефакту; они усиливают друг друга, это крайности разных проявлений одного качества, и проще всего, наверно, назвать его все-таки красотой…»

Творческая встреча — это уникальный шанс непосредственного общения с художниками. Безусловно, главный язык для общения с аудиторией — не вербальный, а визуальный. «Артефакты» Инфантэ и Горюновой будут демонстрироваться на большом экране через проектор. Для художников интересен диалог с аудиторией и совместные размышления о творчестве.

В результате воркшопа на территории музея «Карабиха» появятся объекты из зеркальной пленки, позволяющие взглянуть на классический усадебный ансамбль с его жилыми и хозяйственными постройками, регулярным и пейзажным парками, системой прудов с каскадом, под новым углом — как в прямом, так и в переносном смысле. Эти работы будут созданы молодыми ярославскими художниками в процессе коллективного творчества с мэтрами. Пространство усадьбы станет полем для краткосрочного художественного эксперимента. Разнообразие местного пейзажа будет дополнено артефактами, недолговечными и сомасштабными ландшафту объектами. Но нужно отметить, что создание артефактов — это не построение ребуса ради ребуса, а исследование вечно актуальных для искусства проблем цвета и света, тени и среды, геометрии и ощущения пространства, его бесконечности и тайны.

Процесс воркшопа станет экспериментом для всех участников. Формат мероприятия выбран принципиально: приглашение классиков именно для совместного творчества с местной молодежью. В воркшопе примут участие несколько ярославских неформальных творческих объединений, молодые художники и архитекторы.

Отдельная позиция — фото-фиксация созданных в ходе воркшопа артефактов. С одной стороны, все они будут отсняты фотографами. С другой стороны, каждый посетитель музея получит возможность зафиксировать свое личное впечатление самостоятельно и поучаствовать в фото-конкурсе.

Биографическая справка:
Франциско Инфантэ родился в 1943 году в селе Васильевка Саратовской области в семье испанского эмигранта. Учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (1962-1965). С 1962-го входил в состав содружества художников геометрической и кинетической ориентации в искусстве, реорганизованного в 1964 году Львом Нусбергом в коллектив “Движение”. В 1970 году вместе Нонной Горюновой (р. 1944) организовал группу “Арго”. С 1973-го — член горкома графиков, член МОСХа. Лауреат Государственной премии РФ по литературе и искусству за 1996 год с формулировкой: “За разработку нового языка в искусстве”. Участник более 300 выставок в России и за рубежом. Работы находятся в музеях и частных коллекциях России (в том числе ГТГ и ГРМ), Европы, США, Японии.


Комментарии к новости «Франциско Инфанте, Нонна Горюнова. Артефакты. Творческая встреча»
Еще не написано ни одного отзыва. Будьте первым.